Ноты, Аккорды - для Баяна, Аккордеона, Гармони

  ГЛАВНАЯ

Сборники, песенники,
самоучители и пособия, ноты для обучения в pdf
для баяна, аккордеона, гармони

 

История баяна (аккордеона) уходит в далекое прошлое. Сам принцип - колебание металлической пластины под воздействием воздуха использовался в глубокой древности в китайском губном органе.
В XIX веке во многих странах, в том числе и в России стали появляться различные виды гармоник. Баян, как и аккордеон, усовершенствованный вид гармоники, появился уже в нашем столетии и, как говорят исследователи, взял свое имя от древнерусского певца-дружинника, первое упоминание о котором было обнаружено в «Слове о полку Игореве». В общем-то, этот инструмент пока еще совсем молодой.
В России принято под баяном подразумевать кнопочный инструмент, а за аккордеоном закрепилась клавишная модель. В зарубежных странах нет такого разделения. Там все эти инструменты называются аккордеоном, с той лишь разницей, что баян называют кнопочным аккордеоном, а аккордеон -клавишным. Правда, в последнее время русский баян стал так популярен во всем мире, что многие зарубежные производители кнопочных аккордеонов стали также называть их баянами. Вначале на гармошке можно было играть лишь народные наигрыши, напевы и танцы. На современном готово-выборном инструменте исполняется практически любая музыка.

Для скачивания нот кликайте на иконке
в конце списка композиций.
Написать, задать вопрос здесь

 
 
Музыкальные инструменты
   
  Баян
     
 

Самоучители (ноты для начинающих)

   
   
  Антология литературы для баяна
  100 произведений для баяна, аккордеона и гармони
  Я люблю тебя жизнь
  Советская песня
  Всегда ты хороша
  Мелодии старого Арбата
  Джазовые композиции (Гершвин-Питерсон)
   
  Танцы для аккордеона или баяна
  Вальс, Танго, Фокстрот
  Старинные русские вальсы
  Музыка из опер и балетов
   
 

Пьесы, Ансамбли...

   
  Баян в концертном зале
  Концертные пьесы для баяна
  Репертуар аккордеониста
  Ансамбли
   
 

Народные песни, частушки

  За праздничным столом (Агафонов О.)
  За праздничным столом (Бажилин Р.)
  И в праздники, и будни (народные песни, романсы)
  Старинные русские романсы
  Русские частушки (для баяна)
  Украинские народные песни
  Народные песни и танцы
  Народная музыка (Испания, Италия, Франция)
   
   
 

Сборники - песенники

  Аккордеонисту-любителю
  Баян играет на селе
  Баянисту-любителю
  В кругу друзей
  За околицей села
  Звучала музыка с экрана
  Играй мой баян
  Мой друг баян
  Музыкальная акварель
  Музыка советской эстрады
  Нотный альбом баяниста
  На досуге. Репертуарная тетрадь
  Популярные песни для баяна
  Популярные мелодии
  Поет баян, звенит гитара
  Спутник ученика-баяниста
   
   
 

Эстрада

  Жемчужины эстрады
  Золотые хиты (История мюзикла)
   
  Высоцкий В.
  Городские цветы Дунаевский М.
  Произведения для аккордеона Пахмутова А.
  Мокроусов Б - Популярная музыка (аккордеон)
  Поет Людмила Зыкина
   
   
   
 

Зарубежная музыка

  Бразильский карнавал
  Richard Galliano
   
   
 

Песни для детей

  С песней весело шагать
  Праздник в школе
   
   
   
   
 
 

Ноты для гармони

  Дайте в руки мне гармонь
  Музыка нас связала (гармоника)
  Старинные вальсы (гармоника)
  Пьесы, песни и танцы
  А гармошка не печалит (частушки)
  Ах, гармонь... (Г. Заволокин)
   
 
 
скачать бесплатно

Скачать песенник

Я люблю тебя жизнь
Популярная музыка для баяна или аккордеона
составитель О. Агафонов
(djvu, 5 Мб)
"Музыка", 1986г.

содержание:

 

Я люблю тебя, жизнь. Музыка Э. Колмановского. Слова К. Ваншенкина
Песня о тревожной молодости. Музыка А. Пахмутовой. Слова Л. Ошанина
Прощание. Музыка Дм. Покрасса. Слова М. Исаковского
По долинам и по взгорьям. Обработка А. В. Александрова. Слова П. Парфенова
Там, вдали за рекой. Обработка А. В. Александрова. Слова Н. Кооля
Тучи над городом встали. Слова и музыка П. Арманда
Конармейская. Музыка Дм. и Дан. Покрассов. Слова А. Суркова
Три танкиста. Музыка Дм. и Дан. Покрассов. Слова Б. Ласкина .
Катюша. Музыка М. Блантера. Слова М. Исаковского.
Спят курганы темные. Музыка Н. Богословского. Слова Б. Ласкина
Любимый город. Музыка Н. Богословского. Слова Е. Долматовского
Москва майская. Музыка Дм. к Дан. Покрассов. Слова В. Лебедева-Кумача
Лейся, песня, на просторе. Музыка В. Пушкова. Слова А. Апсалона
Чайка. Музыка Ю. Милютина. Слова В. Лебедева-Кумача
Грустные ивы. Музыка М. Блантера. Слова А. Жарова
Заветный камень. Музыка Б. Мокроусова. Слова А. Жарова
В землянке. Музыка К. Листова. Слова А Суркова
Вечер на рейде. Музыка В. Соловьева-Седого. Слова А. Чуркина
Темная ночь. Песня из кинофильма «Два бойца». Музыка Н. Богословского. Слова В. Агатова
Моя любимая. Музыка М. Блантера. Слова Е. Долматовского
Огонек. Слова М. Исаковского
Ой, туманы мои. Музыка В. Захарова. Слова М. Исаковского.
Шумел сурово брянский лес. Музыка С. Каца. Слова А. Софронова
Дороги. Музыка А. Новикова. Слова Л. Ошанина
Песня о Днепре. Музыка М. Фрадкина. Слова Е. Долматовского
Моя Москва. Музыка И. Дунаевского. Слова М. Лисянского
Где же вы теперь, друзья-однополчане? Музыка В. Соловьева-Седого. Слова А. Фатьянова .
Где ж ты, мой сад? Музыка В. Соловьева-Седого. Слова А. Фатьянова
Каким ты был. Музыка И. Дунаевского. Слова М. Исаковского
Сирень-черемуха. Музыка Ю. Милютина. Слова А. Софронова
Хороши весной в саду цветочки. Музыка Б. Мокроусова. Слова С. Алымова
Лучше нету того цвету. Музыка М. Блантера. Слова М. Исаковского
Осенние листья. Музыка Б. Мокроусова. Слова М. Лисянского
Что так сердце растревожено. Песня из к/ф "Верные друзья". Музыка Т.Хренникова. Слова М. Матусовского
Ой, цветет калина. Музыка И. Дунаевского Слова М. Исаковского
Ходит по полю девчонка. Музыка М. Фрадкина. Слова Н. Рыленкова
Одинокая гармонь. Музыка Б. Мокроусова. Слова М. Исаковского
Подмосковные вечера. Музыка В. Соловьева-Седого. Слова М. Матусовского
Лодочка. Песня из кинофильма «Верные друзья».
Музыка Т. Хренникова. Слова М. Матусовского
Надежда. Музыка А. Пахмутовой. Слова Н. Добронравова
Жди солдата. Музыка Б. Мокроусова. Слова С. Острового
На побывку едет. Музыка Л. Аверкина. Слова В. Бокова
Жду я тебя. Музыка А. Аверкина. Слова И. Дремова
Уральская рябинушка. Музыка Е. Родыгина. Слова М. Пилипенко
Что было, то было. Музыка Г. Попомареико. Слова М. Агашиной
А где мне взять такую песню? Музыка Г. Пономаренко. Слова М. Агашиной
Русские народные песни
Ермак. Слова К. Рылеева
Из-за острова на стрежень. Слова Д.Садовникова
Бородино. Слова М. Лермонтова
Варяг.
Раскинулось море широко.
По диким степям Забайкалья.
Среди долины ровныя. Слова А. Мерзлякова
Вечерний звон. Слова И. Козлова
Выхожу один я на дорогу. Слова М. Лермонтова
Не слышно шуму городского. Слова Ф. Глинки
По муромской дорожке
Окрасился месяц богрянцем
Позарастали стежки дорожки
Что ты жадно глядишь на дорогу
Когда я на почте служил ямщиком
Меж крутых Бережков
Живет моя отрада
Тонкая рябина
Есть на Волге утес
Славное море священный Байкал
Степь да степь кругом
По Дону гуляет казак молодой
Помню, я еще молодушкой была
Мой костер
Ой, мороз, мороз
Ой полна, полна, коробушка
Хас-Булат
Вот мчится тройка удалая
Калинка
Дивлюсь я на небо
Черные брови, карие очи
Ревет на стогне Днепр широкий
Взяв бы я бандуру
Разпрягайте хлопцы кони
Ой при лужку, при лужку
Сулико
Гори, гори, моя звезда
Отцвели хризантемы
Письмо к матери
Клен ты мой опавший
Я встретил вас
Березка
Тайна
Цветущий май
Краковяк
Бульба
Елецкие страдания
Гопак
Кабардинка
Барыня
Яблочко
Молдовянская
Цыганочка
Будьте здоровы
Скачать ноты Скачать ноты

 
 
песни для баяна
Наверх

 

 

100 произведений для баяна, аккордеона и гармони
(pdf/rar, 53,3 Мб)

содержание:

 

I. Лирические, бытовые песни и романсы

1. Вниз по Волге-реке.
2. Из-за острова на стрежень.
3. Меж крутых бережков.
4. Липа вековая.
5. Сережа-пастушок.
6. Ой, да ты, калинушка.
7. Сама садик я садила.
8. Уж ты, сад, ты, мой сад.
9. В островах охотник.
10. Что ты жадно глядишь на дорогу.
11. Выхожу один я на дорогу.
12. Зачем сидишь до полуночи.
13. По диким степям Забайкалья.
14. Глухой, неведомой тайгою.
15. Помню, еще молодушкой была.
16. Не брани меня, родная.
17. Степь да степь кругом.
18. Вот мчится тройка почтовая.
19. Тонкая рябина.
20. Пряха.
21. Златые горы.
22. Чудный месяц плывет над рекою.
23. Вдоль да по речке.
24. Во кузнице.
25. Калинка.

II. Хороводные и свадебные песни

26. У голубя у сизого.
27. Стелется и вьется.
28. А как по лугу, лугу.
29. Ах ты, яблонька.
30. Ах, утушка моя луговая.
31. А я по лугу.
32. Вдоль по Питерской.
33. Как у наших у ворот.

III. Исторические, революционные и современные песни

34. Ермак.
35. Есть на Волге утес.
36. Славное море, священный Байкал.
37. Наверх вы, товарищи.
38. Раскинулось море широко.
39. Красное знамя.
40. Варшавянка.
41. Смело, товарищи, в ногу.
42. Проводы.
43. Под окном черемуха колышется.
44. На коне вороном.
45. Жизнь веселая пришла.

IV. Наигрыши под частушку

46. По деревне с песенками. Старинные торжокские частушки
47. Архангельские частушки
48. Саратовские переборы
49. Степанида. Смоленские частушки.
50. Подгорная.
51. Каргопольские частушки.
52. Соломушка. Краснохолмский наигрыш.
53. Под частушку. Смоленский наигрыш.
54. Гдовские частушки.
55. Владимирские страдания.
56. Частушки «Барыня».
57. Воронежские частушки.
58. Провожание.
59. Зоревая. Задонские страдания.
60. Смоленские страдания.
61. Елецкие страдания.

V. Кадрильные наигрыши

62. Краснохолмская кадриль.
63. Новоторжская кадриль.
64. Ярославская кадриль.
65. Кесовогорская кадриль.
66. Псковская кадриль. Фигура первая.
67. Псковская кадриль. Фигура вторая.
68. По улице мостовой. Калининская кадриль. Фигура первая.
69. Смоленская кадриль. Фигура первая.
70. Смоленская кадриль. Фигура пятая.
71. Смоленская кадриль. Фигура шестая.
72. Ланце.

VI. Танцевальные и плясовые наигрыши

73. Сельская полька.
74. Смоленская мазурка.
75. Полька-кубанка.
76. Зубцовский матлот.
77. Сербияночка.
78. Цыганочка.
79. Пойду ль я, выйду ль я.
80. Вологодский краковяк.
81. Весьегонский краковяк.
82. Деревенский старинный вальс
83. Во саду ли, в огороде.
84. Под яблонькой.
85. Полянка.
86. Рязанский плясовой наигрыш.
87. Сударушка. Вологодская пляска.
88. Светит месяц.
89. Рыбинская матаня.
90. На пол. Псковская пляска.
91. Матаня. Липецкая пляска.
92. Пензенская барыня.
93. Смоленская барыня.
94. Русская пляска. Турдейский наигрыш.
95. Растащиха. Тамбовская общая пляска.
96. Елецкого.
97. Выйду ль я на реченьку.
98. Во всей деревне Катенька. Ковровскнй напев.
99. Товарочка. Весьегонская пляска-чечетка.
100. Камаринская. Владимирский наигрыш.


Скачать ноты Скачать ноты

 
 
аккордеон, баян, гармоника скачать ноты
Наверх

 

 

История ручной гармоники, аккордеона, баяна, гармошки

 

Год рождения — 1822-й
Можем назвать точно и дату и имя изобретателя ручной гармоники — Фридрих Бушман.
Отец Фридриха был музыкантом и музыкальным мастером. Поэтому не удивительно, что Фридрих и сам лет с восьми начал играть на некоторых инструментах, а в одиннадцать уже гастролировал вместе с отцом и помогал ему в музыкальной мастерской.
В 1822 году Фридрих жил в Берлине и работал настройщиком органов и фортепиано. Чтобы облегчить себе настройку органных труб, он сконструировал специальное приспособление — маленькую коробочку, в которую был вделан металлический язычок. Когда Фридрих вдувал ртом воздух в коробочку, язычок звучал, издавая тон определенной высоты. По нему и настраивалась труба. Несколько таких коробочек, дававших ноты разной высоты, упрощали настройку. Однако мастеру не нравилось, что одна рука была занята этим приспособлением, а для работы оставалась только другая. Тогда Фридрих вделал каждый язычок в мех. Теперь во время настройки мастер ставил приспособление рядом с собой, растягивал мех кверху и отпускал. Сжимаясь под давлением собственного веса, мех подавал воздух на язычок, и тот звучал. Обе руки мастера оставались свободными, а кроме того, не нужно было дуть ртом, что тоже облегчало работу.
Потом Фридрих догадался, что незачем делать к каждому язычку собственный мех. Можно встроить все язычки в один мех, а чтобы они не звучали одновременно, оснастить их клапанами. Теперь для получения нужного тона надо было открыть один клапан над соответствующим язычком, а остальные оставить закрытыми.
А еще чуть позже Фридрих понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент.
Так мастер, облегчая себе труд (сейчас мы назвали бы это рационализацией), пришел к новой форме музыкального инструмента. В ту пору Фридриху было всего семнадцать лет...
Однако, восхищаясь изобретательностью молодого мастера, не будем и преувеличивать его заслуги в создании гармоники. Фридрих изобрел новую форму музыкального инструмента, но пока не сам инструмент, потому что играть на нем было еще нельзя: ведь клапанный механизм предназначался лишь для настройки. Фридрих пытался довести до конца свой замысел и сделать ручную гармонику, но у него было очень мало времени на это. Все отнимала основная работа, а гармоникой приходилось заниматься лишь урывками, поэтому в итоге получилось у него нечто вроде детской игрушки.
В технике нередко идею подает один, а разрабатывает ее другой. Например, электрическая лампочка впервые загорелась в лаборатории русского электротехника Александра Николаевича Лодыгина, но до работоспособного и промышленного вида ее довел Эдисон. Так бывало и в музыкальной технике, так случилось и с ручной гармоникой. Одна из детских игрушек попала в руки венскому органному мастеру Кириллу Демиану. Он усовершенствовал ее и 6 мая 1829 года подал заявку на инструмент, названный им аккордеоном. Можно подивиться той оперативности, с которой была рассмотрена и утверждена эта заявка: уже через девятнадцать дней Демиан получил привилегию на свой инструмент. Можно подивиться и оперативности самого Демиана: еще через несколько дней он вместе со своими сыновьями стал производить аккордеоны на продажу. И вскоре, еще в год своего появления на свет, аккордеон Демиана стал известным инструментом.
На аккордеоне уже можно было играть — правда, очень простые мелодии и только в одной тональности, потому что он имел всего пять кнопок на правой стороне и пять на левой. Но это была музыка, а не надоедливая для взрослых детская забава.
Как гармоника попала в Россию.
Произошло примерно то же самое, что сейчас происходит с нашими балалайками. Их покупают иностранные туристы и увозят домой в качестве экзотического сувенира. Так и в Россию привозили ручные гармоники — не туристы, конечно, а купцы, моряки, артисты. Однако здесь ей не суждено было остаться лишь сувениром — очень скоро гармоника превратилась из экзотического инструмента в народный.
А обязаны мы этим, как ни странно, не музыкальным мастерам, а тульским оружейникам.
Летом 1830 года один из них, Иван Сизов, поехал на ярмарку в Нижний Новгород и там услышал гармонику. Сизов выторговал ее, тогда еще довольно дорогую, и привез домой. Как всякий любознательный мастеровой, он первым делом разобрал инструмент и изучил его устройство. Убедившись, что ничего особо сложного в нем нет, тем более для тульского оружейника, взял и сделал своими руками такой же.
Конечно, об этом сразу же узнали родственники и знакомые Ивана Сизова, а через них и другие. Среди тех, кто мог познакомиться с инструментом, было немало умельцев — Тула вообще всегда славилась мастерами. Очень скоро изготовление гармоник стало в Туле повальным увлечением. Сейчас мы назвали бы это массовым хобби. Очень быстро производство гармоники было поставлено на промышленную основу. Сначала открылись кустарные мастерские, а потом и фабрики. Сам Иван Сизов тоже не ограничился своей первой гармоникой, а наладил их фабричный выпуск. Еще свежа была в памяти его диковинная нижегородская покупка, а Тула уже выпускала больше десяти тысяч инструментов в год.
Производство перекинулось в другие города, то тут, то там открывались новые промыслы, причем множились и разновидности гармоники, потому что в каждой области ее переиначивали и подлаживали под свои напевы. Саратовская, ливенская, череповецкая, касимовская, елецкая, вятская — всех и не перечислить.
А ведь минуло всего два десятка лет после изобретения Кирилла Демиана и меньше тридцати с тех пор, как Фридрих Бушман приспособил для настройки органа язычок с мехом. Чем же можно объяснить столь стремительное распространение гармоники?
Во-первых, тем, что этот инструмент как бы сам себе аккомпанирует, располагая кнопками для басового сопровождения.
Во-вторых, даже первые, во многом несовершенные инструменты уже обладали ценной особенностью: они позволяли извлекать звуки от едва слышимых до очень громких, потому что напор воздуха мог регулироваться ручным мехом.
В-третьих, привлекала неприхотливость инструмента. Гармоника годами, десятилетиями не требует подстройки, даже если ее хранят в не совсем подходящих условиях. Любой ручной струнный инструмент, как известно, приходится каждый раз подстраивать перед игрой.
И в-четвертых, играть можно было не только сидя и не только стоя, а даже на ходу, еще и приплясывая при этом.
Какими-то из этих качеств обладают и многие другие инструменты. Но сочетание всех особенностей в одном инструменте делает гармонику неповторимой.
Правда, не все приветствовали распространение гармоники. Многие отзывались о ней не слишком лестно, называли даже «ужасным орудием пытки». Надо сказать, что и для такого мнения были основания. Инструмент еще некоторое время оставался несовершенным, иногда с чрезмерно резким звучанием, техника игры не была так основательно разработана, как для старинных инструментов, и большинство любителей настолько неумело обращалось с гармошкой, что музыкантам с изощренным слухом оставалось только затыкать уши.
Но постепенно инструмент улучшался, обретал благозвучие, находил своих выдающихся исполнителей. Голоса противников мало-помалу стихали и вовсе умолкли, когда появился баян.

Гармоника, гармошка, аккордеон, баян
Гармоника — общее название большой группы инструментов, в которых звучит какое-то количество независимых друг от друга физических тел, не изменяющих высоты своего тона. Определение громоздкое, но мы сейчас его расшифруем.
Возьмем ксилофон. Звучат в нем деревянные брусочки, каждый из которых издает только один звук. Ксилофон — в прямом смысле наглядный пример гармоники, потому что его звучащие тела расположены снаружи и доступны обозрению.
В занзе — музыкальном инструменте, бытующем у некоторых африканских народов, звучат бамбуковые или пальмовые пластинки, и тоже каждая издает свой звук.
В вибрафоне для каждого звука предусмотрен отдельный металлический элемент.
Струна — тоже физическое тело, но далеко не все струнные инструменты относятся к гармоникам. Например, на одной гитарной струне, последовательно укорачивая ее звучащую часть, можно взять двадцать звуков, и каждый раз струна меняет высоту тона. Следовательно, гитара под определение гармоники не подходит. Не подходит еще и потому, что не соблюдено другое условие гармоники — независимость звучащих тел. Если вы взяли на какой-то гитарной струне звук, то одновременно с ним из этой же струны вы уже никакой другой звук не извлечете — она занята. А фортепиано — типичная гармоника, потому что в нем для каждой ноты есть собственная струна, вернее набор из двух или трех струн. И ни одна струна фортепиано не изменяет высоты своего тона при игре.
Так вот, изобретенный Бушманом и усовершенствованный Демианом инструмент — тоже гармоника, потому что каждый звук издается отдельным язычком.
Вы уже, наверно, обратили внимание на сходство слова «гармоника» с гармонией, то есть созвучием. Да, связь прямая. На любой гармонике можно взять одновременно какое угодно сочетание нот, причем количество их ограничено в основном возможностями музыканта. Если бы пианист располагал девятью десятками пальцев, он мог бы взять на фортепиано все его ноты сразу. Получился бы при этом жуткий диссонанс, но мы сейчас говорим не о музыке, а о возможностях инструментов, которые относятся к гармоникам. Можно заставить звучать одновременно все бруски ксилофона, все пластинки занзы, все язычки гармошки. На практике это, конечно, не нужно, зато остается огромный выбор созвучий. А вот труба в каждый момент может издать только один звук. Не больше трех звуков — балалайка, не больше четырех — мандолина. Следовательно, еще и поэтому такие инструменты никак нельзя назвать гармониками.
Продолжим классификацию. Гармоники бывают ударные, щипковые, духовые. По брускам ксилофона стучат деревянными молоточками, пластинки занзы защипывают пальцами, а язычки инструмента, о котором мы ведем речь, колеблются от потока воздуха, нагнетаемого мехом.
А еще гармоники бывают стационарными, переносными и ручными. На ручных инструментах можно играть и на ходу.
С точки зрения такой классификации новый инструмент полностью должен был именоваться так: ручная духовая гармоника. В России первые два определения отпали (и так ясно, что ручная и что духовая), а «гармоника» видоизменилась на русский лад — так появилась гармонь, гармошка.
Но Демиан, как мы помним, не ограничился типовым определением инструмента, а дал ему и собственное название — аккордеон. Случайно ли придуманное слово? Нет. Новый инструмент при нажатии одной кнопки левой клавиатуры издавал не один звук, а целый аккорд. И в этом смысле гармошка и баян — тоже аккордеоны! Кстати, в западных странах других названий и нет — там и кнопочный, и клавишный инструменты называются аккордеонами. У нас же сложилась традиция называть аккордеоном только инструмент с фортепианной клавиатурой для правой руки. И вот любопытнейшая деталь: такой инструмент был сделан впервые не на Западе, как считают многие, а в городе Ельце. Елецкая гармошка так и называлась — рояльная, потому что ее правая клавиатура была похожа на клавиши рояля, с таким же чередованием белых и черных.
Вот как факты переворачивают общепринятые представления. Оказывается, русская гармошка пришла к нам издалека, а аккордеон (в нашем привычном понимании этого слова) впервые родился в России!
Правда, современную свою форму инструмент с фортепианной клавиатурой обрел намного позже и не у нас.
До сих пор мы говорили только о сходстве, о том, что объединяет гармошку, аккордеон и баян. Подытожим коротко: по общей классификации все три инструмента — ручные духовые гармоники, а по особенностям звукоизвлечения все они — аккордеоны.
А теперь о различиях.
Гармошка, располагая семью, а не двенадцатью звуками в каждой октаве, приспособлена для исполнения только народной музыки, причем часто только мелодий данной местности и только в той музыкальной тональности, которая здесь бытует. Даже елецкая гармошка, хотя она и называется рояльной, для левой руки имеет всего несколько кнопок, что сильно ограничивает ее аккомпанирующие возможности и переходы из одной тональности в другую. А что говорить о гармошках, которые имели для левой руки только две кнопки?
Мастера все время пытались улучшить гармошку, одна за другой появлялись новые модели, среди них — очень хорошая по тем временам гармошка Николая Ивановича Белобородова, которая уже имела полноценную правую клавиатуру. И хотя левая ее клавиатура все еще оставалась несовершенной, на гармошке Белобородова можно было играть довольно сложные вещи, что и делали искусные исполнители. Однако лучшим из них стали тесны рамки и этого инструмента.
И вот один из музыкантов, Яков Федорович Орланский, поделился с гармонным мастером Петром Егоровичем Стерлиговым идеей нового инструмента. Или, если говорить языком сегодняшнего производства, сформулировал техническое задание. Было это в 1905 году. Идея вдохновила мастера, и через два года был построен инструмент, имевший для правой руки больше четырех октав по двенадцати звуков в каждой, а для левой — полный набор басов и аккордов для всех без исключения тональностей! В честь легендарного древнерусского певца-сказителя его назвали баяном.
Так что лавры изобретения баяна в равной мере принадлежат и музыканту, и мастеру. Вдвоем они создали инструмент, с самого начала настолько совершенный, что в принципе он не изменился до сих пор, хотя улучшения, конечно, были. И уж этому-то инструменту стало доступно все, вплоть до концерта с симфоническим оркестром.
Современный аккордеон, формирование которого завершилось на Западе лишь к двадцатым годам нынешнего века, тоже отличается от гармошки в первую очередь своими полноценными музыкальными возможностями. А вот чем отличаются друг от друга аккордеон и баян?
Казалось бы, ответ чрезвычайно прост и очевиден: формой клавиатуры для правой руки. Но некоторые зарубежные фирмы и сейчас выпускают кнопочные аккордеоны. Внешне они отличаются от баянов лишь отделкой, а внутри — некоторыми несущественными для нас деталями. Может быть, кроме того, остается различие в звучании? Тоже нет. Характерное аккордеонное звучание, серебристое, приятно вибрирующее, которое называется разливом, уже применялось в некоторых гармошках и даже сейчас используется в юношеских баянах, выпускаемых в Москве. К тому же нередко современные аккордеоны выполняются без разлива и тем самым уравниваются в звучании с баяном.
Так что с точки зрения даже самой строгой классификации принципиальных различий между баяном и аккордеоном нет. Тем не менее для исполнителя разница между клавишным и кнопочным инструментом не просто дело вкуса.
В мире музыкальных инструментов. С. Газарян, 1989г.

О баяне можно почитать еще здесь

 
 
аккордеон, баян, гармоника скачать ноты
Наверх

 

 

 

 

Главная

 

Hosted by uCoz